СТАРШИНСТВО: ЖИВАЯ СУТЬ СОЗНАНИЯ КРИШНЫ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ЛОВУШКА УМА?
📝 Вопрос: Такая проблема, по поводу смирения хотел бы озвучить, мое отношение... я не терпим к критике. И если младшие, не приемлю мнение, которое отличается от моего, вот и для меня смирение — это такое слово… в общем, тяжело это для меня дается. Я понятно объясняю? Но что с этим делать?
📢 Бхактиведанта Садху Махарадж: Все поняли, да. Спасибо. Очень важная тема. Вы знаете, я очень сочувствую вам, и себе, и всем присутствующим по одной причине. Дело в том, что у нас, в нашей культуре, очень сильно подчеркивается значение старших. Это правильно, потому что старшие дают свое руководство. Но здесь есть ловушка. Дело в том, что старшим человек является не тогда, когда он считает себя старшим, а когда его принимают старшим. Вот в эту ловушку мы постоянно попадаем. Ловушка ума.
Если, допустим, у меня положение какое-то, например, я – лидер нама-хатты, то есть я уже старший, в силу того, что я – лидер. Но бывают ситуации, когда ты старший по факту и тебя принимают старшим. Человек, который находится рядом с нами, бессознательно попадает в ситуацию, забывает о том, что происходит, начинает, как говорится: "Остапа понесло".
Это бессознательная вещь. И, если я в этот момент включаю вот это умонастроение: "Я же старший, как он смеет со мной так разговаривать?", если эта штука включилась – это дисквалификация для меня. Я не должен думать "как он смеет так со мной разговаривать", это значит, я уже думаю, что я старший.
Поэтому, если такая ситуация происходит, вы должны понять, что эта душа, такая же, как и я, и этой душе сейчас плохо. Эта агрессия связанна... это не с нападением связано, а это связано с тем, что этому человеку сейчас плохо, он не понимает, что происходит, он запутался.
И тогда вы спокойно совершенно, в настроении слуги, вы просто начинаете человеку помогать. И как только человек получает от вас поддержку, а поддержку вы можете дать только когда "вачо вегам манасах…", то есть, когда у вас побуждение ума не включилось, что "я старший", — у вас есть квалификация помочь. Как друг, как равный.
И вот когда вы оказываете ему помощь, это человек, у него появляется мощнейшая самскара: "Вот на самом деле он старший для меня, потому что в этой ситуации он меня не осудил, он мне помог, то есть этот человек на духовном уровне находится". И тогда, он уже начинает реально принимать как старшего вас, а не потому что вы занимаете положение лидера нама-хатты, или президента, или еще кого-то, да?
Иначе говоря, вот эта суть наша, она заключается в том, что мы являемся друзьями, в равных отношениях находимся. Мы всегда должны исходить из позиции равенства. Потому что с духовной точки зрения он — душа, и я —душа, это главное. Мы — частички Кришны.
И, если видите, что у человека проблема, он забыл где находится, он забыл этикет и все остальное забыл, вам нужно просто помочь ему в этой ситуации соприкоснуться с реальностью, встать на ноги. И тогда вы действительно завоевываете свое положение старшего.
И оно становится реальным. Вот в этом заключается суть. А у нас вот эта ловушка срабатывает. Вот если я старше, вот это бывает в отношениях родители-дети, в отношениях между старшими и младшими в обществе, всё, у нас срабатывает этот стереотип: "А как он вообще смеет со мной так говорить?".
Это ловушка, вы попались в ловушку. Поэтому очень важно почувствовать вот эту вещь: эти живые существа — это мои братья и сестры в первую очередь. Это семья Кришны, и я должен относиться к ним в настроении служения. Служение не подразумевает, что я младший. Младший, старший, равный — это все определенные роли, которые мы играем в той или иной ситуации. Вот и все.
А как только мы начинаем обуславливаться вот этими вот упадхами, связанными с нашим внешним положением, это нас дисквалифицирует и у нас ничего не получается. Добавить что-то хотите?
Преданный: Вы сейчас сказали ключевую фразу, что настроение служения не подразумевает старший, младший.
Бхактиведанта Садху Махарадж: Это абсолютная позиция жизни.
Преданный: А мы часто... вернее я. Я!
Бхактиведанта Садху Махарадж: Да, спасибо большое за это.
Преданный: Служение – это позиция младшего.
Ниже некуда.
Бхактиведанта Садху Махарадж: Это заблуждение.
Преданный: Спасибо.
Бхакти Бхагаватамрита Кешава Махарадж: Чуть-чуть добавлю вот здесь. Когда такая ситуация возникает, живая, внутри группы, это всегда нарушает какую-то определенную зону комфорта, в том числе старшего. Как будто в нама-хатте появился источник какого-то возбуждения.
И у лидера есть побуждения. Как срабатывают эти побуждения? Побуждение первое, как-то своим шакти, как лидера, это задавить. Ну, например, он начинает давить: "Ты просто делай вот так, и все будет хорошо". И человек что в этот момент чувствует? Он захлопывается как-бы внутри и становится аморфным, то есть выключается.
Бхактиведанта Садху Махарадж: Он делает шаг отчуждения, в сердце в своём. Может вы и правы в этой ситуации, но он всё равно перестает доверять. Интересный такой момент.
Бхакти Бхагаватамрита Кешава Махарадж: А другой вариант, сделать так. Вроде бы взять и так плавно, плавно, плавно увести на другую тему вообще. Он не цепляется за эту ситуацию, он начинает говорить о чем-то… раз, раз, раз... и уже все забыли о том, что это было. И человек опять же... тоже самое происходит с ним, и он выключается.
Бхактиведанта Садху Махарадж: Иногда кто-то задает вопрос, а лектор пытается… Он просто игнорирует этот вопрос, а отвечает на какой-то другой вопрос. И всё, вроде как все должны принять это, а человек-то остался... И все соглашаются с этим, а он думает: "Я наверное дурак просто". Это тоже такой шаг к отчуждению. Конечно, если человек старший, действительно, он может это принять. Но когда разум не подтверждает то, что я должен делать... с точки зрения этикета накапливаются проблемы, со временем. Так что это опасные вещи. У нас ведь всё-таки буддхи-йога, йога разума.
Бхакти Бхагаватамрита Кешава Махарадж: И вот интересный опыт, после этого. Если лидер "ведётся" на эти свои бессознательные побуждения и происходят эти ситуации, внешне, кажется, восстановилось, комфорт в этом. Но внутренне лидер будет чувствовать, как будто он после этой нама-хатты вагон угля разгрузил — такой опустошенный, какой-то разбитый, какая-то неудовлетворенность внутри, и чувство отсутствия контакта с преданными. И наоборот, когда происходит какой-то живой опыт — проявляется живая энергия, как мы говорим: "Кришна проявляется", ощущение соприкосновения с Духом. И все в этот момент, вся нама-хатта, возвышается и сближается, вот это ощущение единства происходит. Вот это задача лидера – достигать такого именно результата.
Бхактиведанта Садху Свами и Бхакти Бхагаватамрита Кешава Свами,
фестиваль "Прити Лакшанам", из семинара "Наставления Рупы Госвами", 2019-05-24